После того, как компания Telegram объявила себя проигравшей властям США и закрыла проект TON, некоторые инвесторы оказались очень недовольны. Их разочарование даже связано не со смертью амбициозного проекта, а из-за предоставленных вариантов возмещения: немедленно забрать 72% инвестиций или одолжить средства Telegram на год и вернуть 110% в апреле 2021 г. Никаких других способов вернуть деньги нет, хотя инвесторы даже не хотят денег — им нужны акции Telegram.
Telegram собрала на ICO $1,7 млрд и потратила на разработку TON $405 млн. Инвесторы терпеливо ждали запуска, но в результате не получили ничего.
Глава крипто-стартапа Tokenbox и один из инвесторов Telegram Владимир Смеркис сказал, что он будет участвовать в судебном процессе против Telegram. По его оценке, иск поддержат около половины инвесторов. Лишь немногие согласились на возврат 72% средств и не имеют претензий к Telegram.
«Многие расстроены тем, что проект закрыт. Зная деловую хватку Дурова, мы надеялись, что он будет бороться за существование TON, но, очевидно, риски, с которыми он столкнулся, превысили потенциал», — добавил Смеркис.
По его словам, были инвесторы, которые заверили Дурова, что пойдут с ним до конца. Однако конец получился совсем не такой, как они ожидали и объявил о нем сам Дуров.
«По телефонным разговорам с другими инвесторами я вижу, что люди недовольны и планируют вернуть свои деньги, а затем подать в суд, чтобы получить больше денег или часть активов Telegram», — сказал Смеркис.
Некоторые инвесторы особенно оскорблены тем, что после всего ожидания и внезапного закрытия, Telegram по-прежнему не предлагает им в качестве возмещения свои акции. Но то, что акции инвесторам не светят, стало понятно еще в ходе судебного разбирательства с властями США, когда Дуров четко заявил, что ресурсы, потраченные на TON, абсолютно отделены от ресурсов, затрачиваемых на поддержку мессенджера.
«Они указали инвесторам на их место — они не хотят, чтобы все эти покупатели токенов GRAM становились их акционерами, — сказал менеджер фонда, который пожелал остаться анонимным. — Это неуважение. Вы берете деньги у одних людей, но разделяете полученную выгоду с другими людьми».
Запуск аналога TON — Free TON также не понравился многим инвесторам. Некоторые из них считают, что Дуров тайно участвует в этом проекте и поэтому с легкостью бросил TON.
«Инвесторы хотели поддержать крестовый поход против американской системы правосудия. Но они не были готовы к тому, что Дуров закричит «каждый сам за себя», спрыгнет с корабля и запустит Free TON, повторяя тот же трюк, что он проделал с ВКонтакте», — сказал глава инвестиционной компании Vestor.In Partners Павел Черкашин.
Он отметил, что команда Дурова начала работать над мессенджером Telegram, в то время как все они еще числились сотрудниками ВКонтакте, что вызвало конфликт среди акционеров. По его мнению, сейчас произошло то же самое с TON и Free TON.
По словам анонимного управляющего фондом, некоторые инвесторы все еще надеются уговорить Telegram на сделку с акциями, но неясно, какова будет их стоимость (Дуров публично отверг платную подписку или рекламу и финансировал Telegram из своего кармана).
«Не уверен, что они победят. Но это Америка, поэтому они абсолютно точно будут судиться!», — сказал он.
Яков Барински, генеральный директор инвестиционной компании HASH CIB, с которой консультировались покупатели токенов GRAM, сказал, что некоторые инвесторы с самого начала рассчитывали превратить свои токены в акции Telegram и они не намерены отступать.
«Существует группа инвесторов, которые считают, что они заслуживают справедливости, и они будут бороться за нее», — сказал Бариски.
Павел Дуров совершенно не желает ослаблять свое владение Telegram, и, по словам представителя компании Реми Вона, никакого распределения акций в планах нет. Однако последние недели показывают, что инвесторы могут оказать достаточное давление, чтобы хотя бы частично повлиять на стратегию Дурова.
Бывший сотрудник Telegram Антон Розенберг сказал, что возможно Дурову придется пойти на уступки, потому что если он вернет все привлеченные инвестиции, у Telegram просто не останется средств для работы.
«В Telegram не хватало денег еще в 2017 году, поэтому последние два года он тратил на поддержку мессенджера средства инвесторов TON», — сказал он.
Теперь, в условиях пандемии и глобального кризиса, договориться с инверторами будет сложнее.
«Некоторые инвесторы даже обсуждают, может ли Дуров просто сбежать с деньгами. В шутку, конечно. А некоторые пытаются выяснить свои шансы вернуть всю сумму инвестиций через суд», — сказал Розенберг.